Ройзман втягивает Козицына и Пумпянского в громкое дело
В истории с пропавшими иконами могут «всплыть» трупы из центральной части России
Поствыборный Екатеринбург каждый день сотрясают все новые скандалы. Полиция, закусив «удила», продолжает расследовать заведенные ранее дела. И главный объект их интереса — новый мэр, создатель музея «Невьянская икона» Евгений Ройзман. Такого скандала в Екатеринбурге еще не было. В единый криминальный клубок сплелись политика, церковь, бизнес и искусство. На протяжении долгих лет на виду у всех чиновники правительства РФ — правоохранителей, а наркоманы — олигархов. В чем истинная причина прошедших во вторник в квартирах реставраторов обысков, сколько денег можно «наварить» на одной иконе и кому скоро из властных VIP-персон придется искупать грехи, — читайте в материале «URA.Ru».
Во вторник сотрудники ГУВД изъяли 69 икон в художественном училище имени Шадра. Еще примерно столько же вывезено из двух квартир на улицах Белинского и Восстания. Часть образов, попавших в руки силовиков, родом" из храма в Быньгах. Организовавший их реставрацию Евгений Ройзман уверяет, что спасает предметы искусства, прикрываясь бумагой с благословлением бывшего владыки Викентия.
Как стало известно «URA.Ru» от источника в правоохранительных структурах, на деле божественные лики находились в большой опасности. Ни один из работающих в тесных помещениях площадью по 35 квадратных метров «специалистов» не смог предоставить лицензию и документы о профильном образовании. Не обнаружили силовики и «паспортов», подтверждающих законное происхождение самих икон.
«Оперативники опечатали мастерскую в училище Шадра еще в начале августа. Ройзман активно заверял, что там находится его личная коллекция. Мы сказали: „Хорошо, подтверди, что среди них нет криминальных предметов, после чего сразу заберешь все хоть домой, хоть в личный музей“. С тех пор ни он, ни его адвокаты не принесли ни одной бумаги», — говорит силовик.
Теперь полицейским придется проверять происхождение подозрительных икон собственными силами. В ближайшее время информация о них будет помещена в специализированную всероссийскую базу. И вот тут могут вскрыться более чем скандальные подробности. Опытные следователи вспоминают, что в 90-е годы прошлого века в центральных регионах России «черные» собиратели старинных образов убивали и сжигали дома их владельцев. Многие божественные лики были похищены.
По каким рукам с тех пор «гуляли» эти иконы, можно только догадываться. По оперативным данным, требующим дополнительной проверки, Ройзман практически не интересуется, откуда взялись привозимые ему со всех уголком России образа, которые глава города по практичному называет «досками» и покупает по 200-300 долларов. Если в екатеринбургской коллекции найдется хотя бы один предмет искусства с «кровавым» прошлым, арестов не избежать.
Работу оперативников крайне затрудняет отсутствие в Свердловской области объективных экспертов. По неофициальной информации, все узкие специалисты в сфере религиозного искусства запуганы людьми Ройзмана. А некоторые активно сотрудничают с «реставратором». Полицейским предстоит проверить информацию, что некоторые знатоки культурологии выдавали новому главе Екатеринбурга заключения, позволяющие легализовать иконы с «темным» прошлым. По этой причине силовкам пришлось обратиться к экспертам в другом конце страны.
Есть и еще один аспект. Дальнейшее расследование «быньговского дела» может привести к массовым чисткам в представительстве Министерства культуры РФ в УрФО. По информации, которую предстоит доказать в ходе расследования, руководитель одного из отделов ведомства подписывала разрешения на вывоз российских икон за рубеж. Какая часть из них возвращалась обратно, а какая оставались в коллекциях иностранных коллекционеров, сказать сегодня не может никто. Зато называется цена, по которой иконы могли продаваться, от 10 000 до 30 000 долларов за образ.
Есть подозрение, что ройзмановская реставрационная «фабрика» одновременно занимается созданием «новоделов». Одному из местных художников нынешний глава города предлагал сделать список с части быньговских икон. Таким образом, сказать достоверно, находятся сегодня в церкви истинные образа или их копии нельзя.
Реставрация самого храма в Быньгах — вообще особая история. Это одно из трех зданий в регионе, включенных в список объектов культурного наследия. Его собственником является государство, передавшее церковь в пользование местной епархии. Поэтому владыка Викентий не мог попросить Ройзмана заняться обновлением здания, как уверяет нынешний градоначальник. «Это примерно то же самое, если бы Викентий попросил Ройзмана реставрировать Кремль, разрешив при этом вынести все содержимое кремлевских палат», — говорит осведомленный эксперт.
По некоторым данным, деньги и материалы ройзмановскому окружению выделили известные благотворители — предприятия УГМК и ТМК. Однако новый градоначальник благополучно забыл об оказанной помощи и при каждом удобном случае повторяет, что только он финансирует проведение работ.
В ходе реставрации были нарушены все существующие требования. Полицейские так и не обнаружили составленных смет, бумаг, подтверждающих объем работ. Никто не сфотографировал храм в исходном состоянии, не побеспокоился о сохранении его облика. Проверяемая версия звучит следующим образом: прибывшие в церковь реабилитанты фонда «Город без наркотиков» уничтожили ценные фрески, после чего покрасили вычищенные стены водоэмульсионной краской, купленной в соседнем хозяйственном магазине. О таких мелочах, что изначально яшмово-зеленый купол почему-то стал коричневым, и говорить не приходится.
Евгений Ройзман пока не торопится отвечать на вопросы следствия, посылая следователей за ответами к настоятелю храма. «Пока дело безфигурантное. Но кому-то придется ответить за содеянное», — говорит источник в правоохранительных структурах.